Публикатор

Назад

Интервью Постоянного представителя И.Д.Солтановского информагентствам "Russia Today" и "Sputnik"

В июле-августе Российская Федерация присоединилась к двум конвенциям Совета Европы по противодействию финансированию терроризма и по безопасности на спортивных мероприятиях. Также Россия подписала Дополнительный протокол к Конвенции о предупреждении терроризма. Хотелось бы услышать от Вас несколько слов о российских приоритетах сотрудничества на данных направлениях деятельности Совета Европы.

Какое значение имеет для Российской Федерации присоединение к конвенции по противодействию финансированию терроризма в контексте борьбы с терроризмом?

В начале 2000-х годов мир столкнулся с международным терроризмом в невиданном ранее масштабе. Террористические организации стали располагать значительными техническими и людскими ресурсами. В немалой степени причиной тому стала способность оперативно мобилизовывать значительные средства, полученные как от преступной, так и вполне легальной деятельности, в том числе в ходе сбора «пожертвований» различными НПО. Очевидно, что усилий отдельных государств для того, чтобы дать ответ на этот вызов, было недостаточно. И Советом Европы была разработана Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, к которой Россия присоединилась в августе 2017 года. Данная конвенция создала механизмы, позволяющие предотвратить теракты за счет перекрытия финансирования террористических организаций. Россия получила возможность пресекать зарубежное спонсирование деятельности иностранных боевиков на своей территории.

Но контртеррористическое сотрудничество в рамках Совета Европы не ограничивается борьбой с финансирование терроризма. Что Вы можете сказать о Дополнительном протоколе к Конвенции о предупреждении терроризма?

Действительно, мы разрабатываем в Совете Европы различные инструменты борьбы с терроризмом. Да и терроризм, к сожалению, продолжает эволюционировать, приобретать все новые формы и методы. События в Сирии породили так называемый «джихад-туризм». Перед государствами возникла проблема наказания своих граждан за преступления террористической направленности, совершенные в другой стране. Также появилась потребность в профилактике деятельности иностранных террористов-боевиков на своей территории. Ответом на эти вызовы стал подписанный Российской Федерацией 27 июля 2017 года Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Данный документ предусматривает уголовную ответственность за поездки в другие страны для участия в деятельности террористических организаций, причем вне зависимости от того, нацелена ли такая деятельность непосредственно на совершение терактов или нет, а также за организацию и финансирование таких поездок.

Скажу пару слов о самой Конвенции о предупреждении терроризма 2005 года. Наша страна была инициатором ее разработки и стала одним из первых ее участников. Она важна, прежде всего, тем, что в ней наряду с криминализацией подстрекательств к терроризму, а также вербовки и подготовки террористов получил закрепление принцип «выдай или осуди». Иными словами, после получения запроса о выдаче лица, подозреваемого в терроризме, государства-участники конвенции обязаны осуществить их уголовное преследование в случае отказа в выдаче. Ведь террористы нигде не должны находить прибежище.

Хотелось бы от Вас услышать несколько слов о деятельности основного профильного органа Совета Европы по антитеррористической тематике, Комитета экспертов по терроризму?

За последние десятилетия Россия, к сожалению, получила богатейший опыт борьбы с терроризмом. Он нам однозначно указывает на то, что антитеррористическая деятельность значительно эффективнее, если реализуется сообща, если осуществляется постоянный обмен информации между компетентными органами, идет взаимная передача опыта. В этой связи российская делегация активно работает в Комитете экспертов по терроризму (CODEXTER), координирующем органе по борьбе с терроризмом в Совете Европы, который осуществляет серьезную аналитическую и нормотворческую работу по выявлению и восполнению имеющихся пробелов в международном антитеррористическом праве и практике. Помимо этого CODEXTER работает в тесном сотрудничестве с другими международными органами и организациями, такими как Исполнительный директорат Контртеррористического комитета ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз и Глобального контртеррористического форума. В связи с этим CODEXTER позволяет устанавливать доверительные отношения между соответствующими службами различных стран, что значительно упрощает международное контртеррористическое сотрудничество, позволяет оперативнее решать многие вопросы, а от этого подчас, без преувеличения, зависят жизни людей.

В 2015 году Совет Европы принял «План действий по борьбе с насильственным экстремизмом и радикализацией. Что бы Вы могли сказать о нем?

Приветствуем практикуемый Советом Европы комплексный систематический подход к проблеме терроризма. Именно в этом ключе рассматриваем данный план действий, в котором зафиксированы приоритеты контртеррористической деятельности Совета Европы с 2015 по 2017 годы.

Позитивно относимся к акценту на профилактике терроризма, сделанном в этом в целом сбалансированном документе. Рассматриваем в качестве особенно важной предусмотренную планом действий работу по профилактике радикализации в тюрьмах. Ведь как демонстрирует и российская, и зарубежная практика, многие террористы увлекаются радикальной идеологией именно в местах лишения свободы. В этой связи особенно актуальны соответствующие методические наработки Совета Европы, основанные на лучшем международном опыте.

Как показывают последние событие всевозрастающую угрозу представляют террористы-одиночки. В соответствии с планом Совет Европы разрабатывает рекомендации по борьбе с ними, основывающихся на опыте различных стран. Польза такого документа для контртеррористической деятельности в России несомненна.

Прежде чем как мы перейдем к другой теме нашего разговора, скажите, пожалуйста, несколько слов в заключение. Как бы Вы охарактеризовали текущие итоги работы Совета Европы на контртеррористическом треке?

На сегодняшний день противодействие терроризму стало одним из основных направлений деятельности Совета Европы. Организация обрела свою особую нишу в мировых антитеррористических усилиях, основными направлениями ее деятельности в этой сфере стали противодействие террору правовыми, а также социально-культурными средствами.

Пожалуй, основной ценностью сотрудничества в борьбе с терроризмом в рамках Совета Европы является его многосторонний характер. У нас появляется возможность пресекать террористическую деятельность даже если она осуществляется в международном масштабе: останавливать ее финансирование из-за рубежа, наказывать за соответствующие преступления, совершенные за границей, требовать выдачи террористов из других стран. Таким образом Совет Европы вносит свой вклад в формирование общеевропейского правового и правоохранительного пространства, содействует европейской демократической стабильности. Мы с удовлетворением отмечаем, что Совету Европы удалось сохранить деполитизированный и ориентированный на результат характер взаимодействия по тематике борьбы с терроризмом в нынешнем непростом политическом климате.

Мы всегда поддерживали и будем поддерживать дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, учитывая, что эта проблема, к сожалению, так или иначе коснулась всех без исключения стран-членов Совета Европы. В данном контексте наша страна последовательно выступает за усиление финансового и кадрового потенциала Совета Европы в данной области. Уверены, что это будет способствовать повышению уникальных возможностей страсбургской организации на антитеррористическом треке.

Спасибо! Давайте перейдем к другой теме нашего сегодняшнего разговора, которой Совет Европы, как я понимаю, также уделяет значительное внимание. Это общеевропейское правовое регулирование в сфере спорта. Что бы Вы могли сказать о работе Совета Европы на данном направлении?

Спортивная тематика все больше выходит на первый план гуманитарного трека Совета Европы, что не в последнюю очередь связано со стремлением организации стать основным разработчиком конвенционного регулирования международного спорта. Полагаю, что Совет Европы имеет все шансы на успех на данном направлении, если ему удастся сохранить нынешний сбалансированный деполитизированный подход. Считаю особенно важной роль Совета Европы в защите спортсменов от дискриминации в различных международных спортивных организациях. Такими делами мог бы заняться ЕСПЧ, принимая во внимание тот факт, что факты нарушения Европейской конвенции по защите прав человека зачастую очевидны.

В августе этого года Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей и других спортивных мероприятий. Что Вы можете сказать о приоритетах участия Российской Федерации в Совете Европа в спортивной сфере?

Уверены, что ратификация Конвенции позволит Российской Федерации еще лучше подготовиться к предстоящему в будущем году Чемпионату мира по футболу. Хулиганство во время спортивных мероприятий имеет трансграничный эффект. Присоединение к Конвенции создаст новую систему безопасного проведения подобного рода мероприятий. Данный шаг демонстрирует всю серьезность отношения России к вопросу не только соблюдения, но и разработки новых норм в спортивной сфере.

В полной мере это относится и к сфере борьбы с допингом. В мае 2016 г. был подписан двусторонний план действий Россия-СЕ по борьбе с допингом, который должен был способствовать преодолению допингового скандала вокруг нашей страны. План согласовывался в том числе и с Всемирным антидопинговым агентством. Его последующая планомерная и успешная реализация дала свои плоды. Недавно ВАДА разрешила брать пробы Российскому антидопинговому агентству (пусть и под присмотром коллег из Великобритании), а также опубликовала достаточно положительный доклад по состоянию российской антидопинговой системы. Уникальность этого плана состоит в том, что он предусматривает создание самых высоких в мире стандартов в области контроля над допингом. Реализовав его, мы станем передовой страной в этом плане, и пример нужно будет брать уже с нас.