Новости

Назад

Интерпретирующее заявление Постоянного представителя Российской Федерации при Совете Европы при принятии бюджета и программы деятельности Организации на 2022-2025 гг.

Российская Федерация всегда придавала большое значение многопрофильному характеру работы Совета Европы. Уже на протяжении многих лет российская делегация выступает за рациональный курс Организации, за то, чтобы она играла более активную роль в формировании широкой повестки практического межправительственного сотрудничества в таких важных областях, как здравоохранение, социальная сплоченность, культура, молодежная политика, образование, спорт, а также на многих других направлениях – борьбы с терроризмом, коррупцией и незаконным оборотом наркотиков. Несмотря на углубляющийся раскол среди стран-членов относительно приоритетов советоевропейской площадки, Москва по-прежнему искренне верит в то, что только многопрофильная природа, закрепленная в Уставе Организации, позволяет Совету Европы сохранять статус ключевой общеевропейской платформы для диалога и сотрудничества.
Именно по этой причине Российская Федерация с глубоким сожалением отмечает усиливающуюся в Совете Европы тенденцию к искусственному ограничению некогда широчайшей повестки дня, равно как и продвижение под надуманными политическими предлогами неконсенсусных и противоречивых приоритетов, истощающих и без того ограниченные финансовые ресурсы и кадровый потенциал Организации.
Эта недальновидная тенденция привела к упразднению трех ключевых руководящих комитетов – по вопросам здравоохранения, социальной сплоченности и миграции. Причем их ликвидация произошла накануне серьезных кризисов в этих областях. Тогда же были распущены и два генеральных директората Секретариата Совета Европы – по социальной сплоченности и культуре, образованию, молодежи, спорту. Как показала практика, для успешной работы необходимо наличие как соответствующей межправительственной структуры, так и подразделения Секретариата; их же отсутствие серьезно подорвало возможности Организации в этих областях.
Недавние драматические события, такие как пандемия COVID-19, приведшая к широкому социально-экономическому кризису в Европе и усугубившая тем самым последствия еще продолжающегося миграционного кризиса, наглядно демонстрируют очевидную необходимость серьезного усиления в Совете Европы данных направлений.
Несмотря на очевидную важность задач по решению проблем в области преодоления разрушительных последствий пандемии, признанную в ходе Гамбургской министерской сессии Комитета министров Совета Европы, необходимые для этого меры, предложенные Российской Федерацией, по большей части отсутствуют в программе деятельности и бюджете Организации. Наши идеи о восстановлении руководящих комитетов, ответственных в прошлом за нахождение выхода из такого рода ситуаций, так и остались без внимания. Здравоохранение и социальное измерение остаются среди областей, испытывающих наибольшие трудности с финансированием. Не предпринимаются никакие усилия для облегчения участи людей с ограниченными возможностями, а ведь когда-то это было приоритетом Совета Европы.
Вместо этого европейские налогоплательщики получают очередное увеличение расходов бюджетных средств на решение вопросов «гендера и разнообразия».
Любая дискриминация запрещена в соответствии со статьей 14 Европейской конвенции о правах человека. В этом контексте крайне важно избегать любых двойных стандартов и какой бы то ни было «позитивной дискриминации», продвигающей права и интересы одной конкретной группы населения, игнорируя остальные и, тем самым, подрывая стабильность и разжигая социальную напряженность. Беспристрастный подход должен подразумевать уважение культурных, моральных и религиозных ценностей, преобладающих в обществе.
К сожалению, стремление защитить людей по признаку сексуальной ориентации фактически превратилось в агрессивную пропаганду определенного поведения и образа жизни, которые противоречат религиозным и моральным основам нашей общей Европейской цивилизации. Эта повестка дня продвигается теми же государствами-членами, которые отвергают все усилия по восстановлению столь необходимого межрелигиозного диалога и отстаиванию семейных ценностей.
Охват термина «права ЛГБТ» не перестает расширяться - теперь в него входят и интерсексуалы. Вместо того, чтобы изучать связанные с этим явлением вопросы сквозь призму здравоохранения и биоэтики, их решено свалить в и без того переполненную «кучу» антидискриминационных проблем.
Более того, объектом внимания защитников «гендера» все чаще становятся дети. Сейчас вводится не просто «половое воспитание», а «всестороннее половое просвещение» (термин с сомнительной коннотацией).
Такой подход попросту не учитывает мнение миллионов европейцев, выступающих за сохранение традиционных ценностей европейских обществ, тем самым лишь способствуя дальнейшему углублению уже существующих разделительных линий на континенте. 
В продвигаемых в Совете Европы подходах по миграционной политике во главу углу также не ставятся интересы европейских граждан. Снова на первый план выходят права меньшинств, в данном случае мигрантов и нелегалов. Формируемые рамки межкультурной интеграции сосредоточены на «ценности разнообразия», а не на адаптации мигрантов к их новому окружению, развитии у них уважения к местным законам и историческому наследию европейской культуры. Защита их собственных прав, а также интересов местного населения, тоже остаются за кадром. Миграционный кризис требует взвешенного подхода, а не ненужного расширения обязательств стран-членов. Двойные стандарты здесь недопустимы: попирание прав мигрантов в одних случаях и шумные кампании в их защиту в других только подрывают стандарты Совета Европы. 
В результате подобного «туннельного мышления», когда все внимание сосредоточено на нескольких конкретных уязвимых группах, полностью игнорируется длительное нарушение прав других групп, таких как национальные и языковые меньшинства, а также «неграждане», которые сталкиваются с жесткими дискриминационными мерами и даже неприкрытым подъемом неонацизма в нескольких странах-членах Совета Европы – и это несмотря на уже существующие обязательства в рамках европейских соглашений. 
Преодоление этих тревожных тенденций требует коллективных усилий со стороны государств-членов и Секретариата, который представляет собой опору и институциональную память Организации. В этом отношении важную роль играют методы работы Секретариата. Их реформирование должно проводиться вдумчиво и на основе консенсуса; оно не должно вести к снижению прозрачности работы и отрыву деятельности структуры от руководящего курса стран-членов.
В заключение, Российская Федерация не может дать положительную оценку новой программе деятельности Совета Европы, его бюджету и межправительственной структуре из-за их несбалансированности, подрывающей многопрофильный характер работы страсбургской площадки. Российская делегация сделала все возможное, чтобы преодолеть эти перекосы и избежать глубокого политического и финансового кризиса в Организации. В некоторых случаях ситуация действительно улучшилась, что в конечном итоге позволило принять программу и бюджет.
Тем не менее, главные проблемы остаются. Что касается некоторых направлений деятельности Организации, то Российская Федерация вынуждена оставить за собой право не быть связанной их результатами [1].
Принимая это во внимание, Российская Федерация ожидает более конструктивного, непредвзятого и неполитизированного подхода к планированию и осуществлению деятельности Совета Европы в будущем на благо всей Европы и ее населения. 

[1]Руководящий комитет по борьбе с дискриминацией (CDADI): основная задача № 11 – проект рекомендации о равенстве прав интерсексуалов; методы работы – формирование рабочей группы для проведения обзора выполнения рекомендации CM/Rec(2010)5 о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности 

Руководящий комитет по правам ребенка (CDENF): основные задачи № 8, 9 – проведение исследования и подготовка не имеющего обязательной юридической силы документа по всестороннему, соответствующему возрастной норме, половому просвещению для усиления ответных мер, в частности, для предотвращения и борьбы с насилием, в том числе сексуального характера и вредного воздействия, в отношении детей.

Комитет экспертов по предотвращению насилия в отношении детей (ENF-VAE): основные задачи № 1,2 - проведение исследования и подготовка не имеющего обязательной юридической силы документа по всестороннему, соответствующему возрастной норме, половому просвещению для усиления ответных мер, в частности, для предотвращения и борьбы с насилием, в том числе сексуального характера и вредного воздействия, в отношении детей.