Публикатор

Назад

Ответ спецпредставителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности А.В.Крутских на вопрос информагентства ТАСC о состоянии международного диалога в этой сфере

Вопрос: В свете последних событий, связанных с обострением ситуации в сфере международной информационной безопасности (МИБ), включая недавние масштабные хакерские атаки, как Вы могли бы прокомментировать общее состояние международного сотрудничества в этой области?

Ответ: Данные тенденции вызывают у нас серьезную обеспокоенность. Новые компьютерные атаки обрушиваются на мир буквально каждую неделю. На наш взгляд, эта проблема требует незамедлительного реагирования со стороны международного сообщества. К сожалению, пока многосторонний диалог по этой теме складывается не так эффективно, как хотелось бы.

23 июня с.г. в Нью-Йорке завершила работу очередная Группа правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности (ГПЭ) под председательством ФРГ. Предполагалось, что, как и ранее в 2010, 2013 и 2015 гг., в ходе последнего заседания ГПЭ будет принят ее итоговой доклад. Однако выйти на консенсус Группе не удалось.

Причина − принципиальные политические разногласия сторон насчет подходов к будущему глобального информационного пространства и принципов, на которых оно будет регулироваться.

Россия выступает за сохранение в нем мира и недопущение развязывания гонки информационных вооружений. Для нас является нерушимой истиной недопустимость силовых действий как в материальной, так и в виртуальной сфере. Информационное пространство ни при каких условиях не должно стать ареной для новых войн.

Мы исходим из того, что необходимо обеспечить в данной области справедливый и равноправный миропорядок, при котором учитывались бы интересы всех государств вне зависимости от уровня их технологического развития. Система МИБ должна гарантировать равную безопасность для всех и защищать наиболее уязвимых игроков, а не превращать их в мишень для более сильных.

В связи с этим российская сторона продвигала в ходе дискуссии на ГПЭ идею о необходимости предотвращения конфликтов в цифровой сфере, ее демилитаризации, закрепления в ней принципов неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, соблюдения основных прав и свобод человека. В этих целях предлагали Группе разработать и рекомендовать к принятию на уровне Генассамблеи ООН универсальные правила ответственного поведения государств в информационном пространстве, отражающие данные принципы. В этом контексте российским представителем в ГПЭ совместно с партнерами по БРИКС и другими странами, в том числе развивающимися, неоднократно вносились конструктивные предложения и вклады в работу Группы.

К сожалению, миротворческая концепция России вступила в противоречие с позицией отдельных стран, стремящихся навязать миру собственные, выгодные только для них «правила игры» в информационном пространстве.

Опираясь на свои технологические преимущества, они добиваются закрепления в информационном пространстве «права сильного» и стремятся создать международно-правовое обоснование для своей «свободы рук». В этих целях ими предпринята попытка закрепить в ооновском формате решения варшавского саммита НАТО о признании цифровой сферы новым театром военных действий.

В развитие этой линии предпринимается попытка «подверстать» отдельные нормы  международного права, включая его гуманитарные аспекты, под силовые действия в цифровой среде. При этом полностью игнорируется  необходимость детальной проработки принципиально важных вопросов, связанных со спецификой информационно-коммуникационных технологий. В частности, речь идет о проблеме установления источника компьютерной атаки.

Такой подход и поспешность, с которой он продвигается, на наш взгляд, означают лишь одно: государств, выступающие в его поддержку, стремятся обеспечить любые свои силовые действия в информационном пространстве юридическим «прикрытием».

Особую озабоченность вызывает то, что миру активно навязывается  концепция силовых, военных контрмер в цифровой сфере, которая предусматривает, среди прочего, введение санкций и наказание «неугодных» стран в обход существующих механизмов, включая Совет Безопасности ООН, и при этом разными способами ревизуется уже согласованный предыдущими ГПЭ тезис о том, что любые обвинения в адрес государств в осуществлении кибератак должны быть доказаны.

Считаем, что такой подход ставит под угрозу интересы безопасности других стран и категорически противоречит задаче обеспечения мира в информационном пространстве.

При этом, чтобы исключить из дискуссии по МИБ «неудобное» мнение развивающихся государств, проводится линия на дискредитацию роли ключевой и единственной универсальной переговорной площадки − ООН − в решении вопросов МИБ.

Итоговый проект доклада, внесенный германским председателем на рассмотрение ГПЭ, отражал именно эти неприемлемые для России подходы и нами поддержан не был. В унисон с нами против принятия доклада в данной редакции высказались многие другие члены Группы, включая наших партнеров по БРИКС и СНГ, а также целый ряд других стран, в том числе развивающихся.

Вместе с  тем убеждены, что такой итог работы Группы не означает, что данный трек более не является эффективным. В истории ГПЭ уже бывали перерывы, вызванные ветированием представителем США одного из проектов доклада (решения в Группе принимаются консенсусом).  Тем не менее, впоследствии было принято три содержательных доклада подряд.

Однако тенденции, обозначившиеся в ходе дискуссии в Группе, тревожные. Вместо того, чтобы договариваться  в рамках ООН о совместных практических усилиях по борьбе с угрозами в сфере МИБ, предпринимаются попытки подорвать работу данного трека и «перетянуть одеяло» на себя.

Россия по-прежнему настроена решать вопросы, связанные с обеспечением МИБ в двустороннем и многостороннем формате, в конструктивном ключе. Мы твердо убеждены, что в нынешних условиях отказ от продолжения диалога по данной теме может привести к тяжелым последствиям. С учетом нарастания вызовов в области МИБ необходимо как можно скорее совместно выработать и принять в рамках ООН универсальные правила ответственного поведения государств в информационном пространстве. Проект таких правил уже подготовлен в рамках ШОС и представлен в ООН в январе 2015 г. в качестве официального документа. Работа по согласованию правил поведения является насущной необходимостью для всех стран и должна стать приоритетом международной  повестки дня в сфере МИБ.

Также с нее не снята идея принятия международной конвенции об обеспечении МИБ. Проект концепции такого документа подготовлен российской стороной и представлен на Второй международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности  (Екатеринбург, 21-22 сентября 2011 г.)

Не менее актуален вопрос о конкретных практических усилиях по борьбе с киберпреступностью. В мае с.г. на Восьмой международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (н.п. Вараксино Тверской обл., 23-25 мая с.г.), а также «на полях» 26-й сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Россия презентовала проект универсальной конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности.

Мы открыты к диалогу по этим темам с любыми заинтересованными государствами.